Основными потенциальными загрязнителями окружающей среды в процессе добычи углеводородов остаются предприятия ТЭК. Об этом Министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому доложил врио руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов на оперативном совещании. А. Амирханов отчитался о результатах надзорной деятельности службы в 2013–2014 гг. в части обеспечения контроля нефтегазодобывающими и нефтетранспортными компаниями экологической безопасности при разработке месторождений и транспортировке углеводородов. При этом, больше всего разливов нефти — 1506 случаев — было зафиксировано на почвенном покрове. Разливы нефти на водных объектах составили 78 случаев. А.Амирханов также отметил, что в 2013 г. было зафиксировано 1722 факта разлива нефти и ее производных. Наибольшее их количество выявлено в Уральском федеральном округе – 1328 т.е. более 77% от всех нефтеразливов, произошедших в РФ. В связи с этим Росприроднадзором было наложено порядка 500 штрафов на 24 юридических лица, производящих добычу и транспортировку нефти в округе на общую сумму 10,2 млн руб. В 2014 г. было зафиксировано 1780 фактов разлива нефти и ее производных. При этом отрицательное «лидерство» среди регионов сохранил Уральский федеральный округ, где выявлено 1464 разливов, т.е. 82,2% от всех. В связи с этим Росприроднадзором было наложено 490 штрафов на 24 юридических лица, производящих добычу и транспортировку нефти в округе на общую сумму 10,3 млн руб. Максимальные площади загрязнения в результате нефтеразливов в 2013 г. и 2014 г. относятся к Сибирскому федеральному округу – 5,7 тыс.га и 5,8 тыс.га соответственно. Максимальный объем разливов в 2013 г. составил 6,3 куб.м и зафиксирован в Дальневосточном федеральном округе, в 2014 г. он составил 15,5 тыс. куб.м. и зафиксирован в Южном федеральном округе. Только за 2014 г. всего по России было нарушено 417,5 га, из них рекультивировано 270,7 га. В настоящее время буровое оборудование для добычи нефти и газа изношено на 64%, оборудование обустройств месторождений — на 48%, кроме того более 80% межпромысловых трубопроводов находятся в зоне высокого риска возникновения аварий с разливами нефти. Надзорные органы, также регулярно обнаруживают отсутствие разработанных планов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, паспортов безопасности опасных объектов, финансовых и материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, большую обеспокоенность вызывает большой кадровый кризис и отсутствие мероприятий по повышению квалификации менеджеров в области защиты от чрезвычайных ситуаций. По словам директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Дмитрия Белановича, создание точной картины аварийности предприятий на территории страны невозможно до того момента, пока не будут законодательно прописаны понятия «аварии» и «инцидента»: «По информации Ростехнадзора, только в 2014 г. количество инцидентов возросло на 26%, что говорит об уже сложившейся тенденции
16cf
в рядах организаций, которым удобно классифицировать связанные с неконтролируемым выбросом и возгоранием углеводородов или загрязнением грунтов и вод аварии, как инциденты». Д. Беланович также отметил низкий уровень коммуникаций между надзорными службами, что не позволяет выстроить полную картину аварийноопасных регионов России. Подводя итоги совещания, С. Донской подчеркнул, что риски возникновения аварийных ситуаций, сопровождающихся загрязнением окружающей среды нефтью и высокоминерализованными подтоварными водами, продолжают оставаться неприемлемо высокими. При этом, по его словам, уровень готовности аварийно-спасательных формирований не соответствуют уровню этих рисков, особенно для объектов нефтедобычи и транспортировки на морских акваториях, на континентальном шельфе и внутренних водных объектах. Министр дал поручение Росприроднадзору и профильному департаменту Минприроды России наладить обмен информацией о нефтеразливах с Ростехнадзором и МЧС России для приведения наиболее актуальной статистики по стране, внести изменения в нормативно-правовую базу для совершенствования ответственности предприятий в рамках производственного контроля. С.Донской также поручил разработать комплекс мер (прежде всего, в сфере законодательного регулирования), по повышению экологической эффективности нефтедобычи и транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов. Документ планируется рассмотреть на заседании Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, которая пройдет, ориентировочно, в конце 2015 г.
Ваш комментарий будет первым