Советские конфеты

А вы помните советские конфеты «Красная шапочка», «Мишка на севере», «Аленка», «Кара-Кум? Кто придумывал эти названия и яркие фантики? А какие до этого были конфеты? Обратимся с этим вопросом в музей русского шоколада.

По фантикам от русского шоколада легко изучать вкусы граждан и историю страны: Петр Первый, гномы, пасхальные кролики, Ленин, пухлые девочки и Гагарин, которого не узнать.
В московском Музее истории русского шоколада хранятся тысячи таких оберток, а также розовые бархатные бонбоньерки, ноты шоколадного вальса, книги с дореволюционными рецептами и тонкий фарфор.

Мы отправились в музей, чтобы разобраться в истории русского шоколада, но он оказался временно закрыт, и с одним из его основателей, Марией Головкиной, пришлось встречаться в полевых условиях — на фабрике «Злата Розман», где Мария в свободное от чтения лекций и музейных экскурсий время готовит шоколад по бельгийской технологии, но с соблюдением строгих советских ГОСТов.

Дальше — ее рассказ.
В Россию шоколад попал при Петре Первом. Он был жидким, очень дорогим, и первое время его пили только на петровских ассамблеях. Довольно быстро дворцы стали оборудовать специальными комнатами для приготовления шоколада, была даже придумана должность кофешенк — человек, ответственный за шоколад, чай и кофе при царском дворе.
Затем шоколад постепенно вышел за дворцовые пределы, и уже в конце XVIII века им торговали уличные лоточницы. Спустя время, по всей России стали открываться кофейни, где люди пили горячий шоколад и обсуждали новости. Кроме открыток с изображением этих старых кофеен, других сведений у нас пока нет, собираются по крупинкам. Найти рецепты того периода пока не получается, у нас есть рецепты более поздние — конца XIX века, когда по всей стране уже производили плитки и конфеты.
В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве — 213, а по всей России — более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла.
Номинацию присуждали дважды в год — перед Пасхой и под Рождество. Давали ее за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась. В основном поставщиками императорского двора были кондитеры, жившие в России, исключением стал один француз — Антуан Рюмпельмайер, который придумал пирожное «Монблан» и кормил шоколадом русских аристократов в Ницце, за что и получил почетный титул. Самые популярные московские фабрики — «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — жестко конкурировали между собой. Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок. Эйнем не отставал.

Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый — и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан. Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва — купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская. Вообще, в те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты.
Конфеты упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном, в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам. До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию оберток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Самый главный дореволюционный фабричный художник — Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обертки.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *